Бестраншейная укладка коммуникаций намного проще, дешевле и быстрее традиционного вертикального бурения и рытья магистралей. Но также имеет ряд особенностей. Особенно, если на пути траектории прокладки магистрали возникает препятствие в виде автомобильного или железнодорожного пути, природного либо искусственного водоема, плотной городской застройки и прочего. В этом случае успешно внедряется технология “прокола”. В чем ее суть? Какие особенности?
В чем суть технологии?
Прокол под дорогой осуществляется посредством технологии горизонтального направленного бурения. То есть посредством воздействия буровой установки с локатором на подземные слои. Такая технология исключает механические и вибрационные нагрузки как на подземные уже проложенные коммуникации, так и на объекты, которые находятся на поверхности. Актуальной такая технология является для укладки:
- Водопроводных и канализационных коммуникаций;
- Силовых и телефонных кабелей;
- Оптоволоконной проводки;
- Газопроводных систем;
- Централизованного отопления.
Заявленная технология не имеет ограничений по погодным условиям или сезонности. Это значит, что работы нет нужды прекращать даже в зимний период. Аналогично методика применима для различных типов грунта, в том числе такого, который содержит пустоты или каменистые отложения. Прокол под дорогой рассчитан на скважину длиной до 50 метров и с диаметром до 600 мм. Для более габаритных коммуникаций с диаметром от 800 мм и при длине свыше 50 метров применяются крупнотоннажные и габаритные спецмашины.
Поэтому предварительно есть необходимость произвести изыскательные работы до начала бурения. В ходе такой деятельности представиться возможным определить состав почвы, наличие препятствий, глубину залегания грунтовых вод. Также при проектировании рассчитывается нагрузка на почву и степень механического, вибрационного воздействия на строения и конструкции сверху. Также на подготовительном этапе получаются все необходимые согласования от транспортных служб или коммунальных предприятий, на балансе которых стоят указанные линейные объекты. Обязательно оговорить площадку, где будет маневрировать спецтехника и складироваться строительные материалы. Это должен быть участок, который имеет определённый правовой статус. А также подходит для безопасного складирования труб, защиты их от пагубных внешних воздействий.
Процедурно технология прокола под дорогой реализуется в несколько этапов. На первой стадии осуществляется демонтаж поврежденных коммуникаций, если в этом есть необходимость. На второй – оценивается состояние траншеи, ее диаметр и требования к таковому параметру в случае прокладки коммуникаций пошире. На третьей стадии осуществляется прокладка коммуникаций. Для минимизации внутренних обрушений используется особая технология. Кабель или труба прикрепляется к бурильной головке, которая находится с противоположной стороны от машины ГНБ. При реверсном ходе кабель или трубопровод затягивается в предварительно подготовленное отверстие.
Какие существуют методы?
Выбор подходящего способа прокола всецело зависит от особенностей ландшафта, типа линейного объекта, стоящих радом сооружений, материала трубопровода или коммуникаций, подлежащих укладке.
Традиционных методов прокола под дорогой несколько. В числе самых актуальных:
- Горизонтальное направленное бурение. Максимально допустимые параметры готового прокола составляют 650 метров и 1000 мм. Сначала делается пилотное отверстие, а потом расширяется до нужных габаритов. Для повышения устойчивости стенок применяется специальная бентонитовая жидкость, а размоченная порода изымается илососом. Для контроля точности траектории бурения скважины используется современная навигационная система;
- Бурошнековое бурение. Оно осуществляется посредством применения шнековых буровых установок с глухим концом. Максимальный диаметр прокладываемого трубопровода при внедрении подобного метода составляет 1720 мм при дистанции прокола, которая не превышает 100 м. Техника подходит для труб из стали, бетона, полиэтилена. Рабочий процесс всецело контролируется оператором. Это гарантирует высокую точность, максимальное отклонение от намеченной траектории обычно не превышает 30 мм;
- Микротоннелирование. Это универсальная техника бурения, используемая для стальных и железобетонных труб. Ее преимущество заключается в возможности прокола любых пород, в том числе и скальных. Но при этом падает скорость обработки. Она может достигать 15 метров в день. Максимальная дистанция, на которую допустимо осуществлять бурение по заявленной методике, равна 200 метрам. Точность прокола контролируется посредством гидростатического уровня, стандартизированного лазерной системой ELS.
Какие преимущества бестраншейной прокладки коммуникаций под дорогой?
- Экономическая выгода. Среди перечисленных техник наиболее выгодное ГНБ. Оно в среднем дешевле на 6-7 тысяч рублей. При этом требует меньше сопутствующих затрат, связанных с подрывом асфальтового покрытия или резкой железнодорожного полотна при траншейном способе. Плюс с последующим приведением линейного объекта в первоначальный вид;
- Доступность. Прокол можно делать в любое время года. Для методики горизонтального направленного бурения нет ограничений по атмосферному температурному режиму;
- Высокая скорость. Ведь в процессе совершения прокола по заявленной технологии нет необходимости разворачивать деятельность по рытью котлована, укреплению его стенок, контроля уровня грунтовых вод;
- Безопасность. Данная технология не наносит урон окружающей среде. Плюс не чревата обвалами, даже при внедрении на почвах с пустотами.
Для обеспечения заявленных преимуществ не стоит экспериментировать с советами о возможности осуществления прокола своими руками, вооружившись кувалдой, электродуговым сварочным аппаратом и болгаркой. Разумнее доверить эти манипуляции профессионалам.