Прокол под дорогой является современным способом организовать прокладку коммуникаций, если на пути их следования возникло препятствие в виде автомобильной магистрали, железногорожного полотна, природного или искусственного водоема, других сооружений, которые затратно или технически трудоемко демонтировать. Бестраншейный метод приобрел популярность в России сравнительно недавно, всего 10-15 лет назад. Как это делается? Есть ли какие-то особенности у процедуры?
Что особенного?
Зачастую востребованный метод прокола под дорогой осуществляется для прокладки следующих коммуникаций:
- Трассы отопления;
- Водопровода;
- Электрокабеля;
- Канализационной разводки;
- Газопровода;
- Телефонных сетей;
- Оптоволоконных коммуникаций.
Эти работы актуальны на различного рода грунтах, в том числе на скалистом или нестабильном, склонном к смещению. Современные технологии позволяют пробить отверстие длиною от 50 м, под трубы, диаметром от 600 мм. И если планируется укладка трубопровода большего диаметра и на более длительное расстояние, то есть необходимость прибегнуть к иным методам ГНБ.
Прокол под дорогой можно сделать самостоятельно. Чисто технически это возможно, но максимальная длина, которую получится достигнуть, не превышает 6 м, а диаметр 90 мм. Это длительный и трудоемкий процесс, требующий наличия кувалды, болгарки, электродуговой сварки. Плюс есть серьёзный риск повреждения близлежащих коммуникаций, наземных объектов.
Как все организовать?
Важен подготовительный этап. На нем определяется фронт работ и типа объекта, который необходимо обойти и не повредить в процессе бурения скважины. Речь идет об автомобильной дороге. Не лишним будет произвести изыскания по части грунтов. Некоторые почвы имеют свойства вымываться или смещаться при эксплуатации под нагрузкой. О таких характеристиках местности необходимо знать заранее, при планировании работ. Также на пути бурение скважины могут возникнуть в скалистые элементы. Рабочая бригада должна быть готова к такому.
Плюс стоит обсудить организационные моменты. То есть подготовить площадку, где будет стоять или маневрировать техника подрядной организации. А также где будут уложены трубы, подлежащие монтажу. Желательно при транспортировке и хранении их держать в горизонтальном положении во избежание риска повреждений.
На подготовительном этапе обязательно составить и согласовать проектно-сметную документацию. Она будет содержать информацию о местах ввода и вывода коммуникаций, точные расчеты по длине и диаметру скважины, которую необходимо пробурить, описание особенностей грунтов, характеристики объекта, что находится на поверхности. В процессе проектирования также берутся необходимые согласования у балансодержателя дороги, под которой планируется осуществлять прокол. А также запрашивается информация о прокладке подземных коммуникаций, чтобы исключить риски наложении или порчи трубопроводов, коробов с кабелями.
После проведения всех необходимых согласований осуществляется подготовка к работам на местности. Расчищается площадка возле проводимых действий, завозятся строительные материалы, подтягивается специальная техника. В исходной и финишной точках вырываются по котловану. Это небольшие выемки в грунте. Первый является отправной точкой для начала бурения. А второй считается конечной точкой, куда по расчётам проектной документации должен выйти бур.
Процесс бурения выглядит следующим образом:
- В начальную точку заводится штанга из стали, полая изнутри;
- Она используется для прокалывания и продавливания грунта;
- Для эффективной работы создается рабочее давление в 36 тонн;
- С целью оценки правильности траектории бурения на головку штанги надевают зонд;
- Посредством зонда и встроенного в спецтехнику локатора оценивается в направлении движения штанги, фиксируются отклонения и возможные, неучтённые ранее, препятствия;
- Итоговым считается момент выхода штанги на поверхность в ранее подготовленный котлован.
Дальше зачастую именно в точке выхода трубопровод с помощью специальных приспособлений крепится и затягивается в прорытую траншею. Таким образом коммуникации оказываются под землей без больших затрат на демонтаж поверхностного слоя или автомобильного полотна. А также без необходимости перекрывать дорогу, продумывать объезд, тратиться на восстановление асфальтобетонного покрытия после окончания работ.
Какие есть варианты?
Прокол реально осуществлять разными методами. В числе наиболее популярных:
- Горизонтально направленное бурение. Его весомый плюс в возможности пробурить скважину диаметром до 100 см и длиной в 650 м. Особенность этой методики заключается в осуществлении пробного прокола и последующего поэтапного расширения диаметра отверстия. Излишек грунта из скважины достаются помощью специальных приспособлений. А стенки полученной траншеи укрепляют специальным раствором с высоким содержанием бетонной смеси.
- Бурошнековое бурение. Для реализации этого метода применяются специальные буровые установки, полые шнеки для бурения или штанги с двойной стенкой. Преимущество данного метода в возможности прорыть траншею огромного диаметра – до 172 см. Но при этом длина ограничена — всего до 100 м. Она отличается повышенной точностью. Максимальное отклонение от запланированной траектории не превышает 30 мм;
- Микротоннелирование. Эта техника подходит для разных типов грунтов. Бурение осуществляется с помощью специального микрощита. А если есть необходимость проложить траншею длиннее 200 м, то привлекается дополнительная домкратная станция. Контроль за точностью бурение скважины осуществляется с помощью специальной лазерной системы с гидростатическим уровнем.